08 февраля 2007
11910

Мунтян М. А.: Политическая власть

Иоан Златоуст: "Везде Бог устроил степени и многообразие власти, чтобы все пребывало в единодушии и великом согласии"

О. Мандельштам: "Власть отвратительна, как руки брадобрея"

П. Блау: "Власть есть способность отдельного человека или группы навязывать свою волю другим, несмотря на их сопротивление, посредством устрашения либо поощрения

П. Прудон: "Власть человека над человеком, какую бы форму она не принимала, есть угнетение"

Дж. Оруэлл: "Власть - не средство, она - цель... Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать"

Д. Самойлов: "Власть неминуемо бездарна, ибо призвана фиксировать и сохранять, а не провидеть и изменяться. Творческие начала лежат вне власти, в других аппаратах общества"

Т. Гоббс: "Суверенная власть есть душа государства, и если эта душа покидает тело, члены не получают нее никакого движения"

Декларация независимости США: "Мы считали самоочевидными следующие истины: все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых"

Понятие, формы власти. Вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. Древнегреческое "архэ", обозначавшее "власть" или "главенство", имело и другое значение - первоначало или первопричина. Это было, по-видимому, не случайным совпадением, а скорее смутной догадкой о природе власти. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, в государстве. Принято считать, что по своей природе и происхождению власть - явление социальное. Как неотъемлемый спутник развития человеческого общества, она возникла задолго до появления государства, проявляясь в дополитических формах. Французский политолог Морис Дюверже писал о трех исторических формах власти: 1) анонимной власти, "распыленной" среди челнов примитивного общества; 2) индивидуализированной власти, возникающей с усложнением процессов разделения труда и появлением новых видов человеческой деятельности; 3) институализированной власти, опирающейся на деятельность специальных институтов, которые выполняли определенные функции. К политической он относил только государственно-публичную власть.
Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций признавал божественный характер происхождения власти и, следуя патриархальному ее пониманию, уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего лавы семьи или рода над младшими его членами. Мо-цзы придерживался более рационалистической концепции природы власти, явившись едва ли не первым мыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею о ее "естественном происхождении" путем некоего подобия "общественного договора". Из близкого этому взгляда на сущность политической власти исходил Аристотель, утверждавший в своей работе "Политика", что властный механизм необходим для организации и регулирования "общения между людьми", поскольку "верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления". В этом же трактате Аристотель разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической.

viperson.ru

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован